По количеству авто на 1000 жителей Россия демонстрирует принципиально отличную от мировой картину. В Москве на данный момент в среднем зарегистрировано 380 автомобилей на 1000 жителей. Для мегаполисов данный показатель является вторым на планете, уступая только Нью-Йорку. К примеру, в Лондоне данная цифра стоит на отметке в 320 авто, а средний показатель китайских мегаполисов – 280 машин на 1000 жителей.
Однако подобная статистика, которую озвучил заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, имеет свои нюансы: в мегаполисах большинства стран мира статистика автомобилей на душу населения всегда значительно ниже, чем в менее населенных городах, а вот в России концентрация автотранспорта наиболее высокая именно в крупных городах, первыми из которых выступают Москва и Санкт-Петербург.
Простой пример: одно авто по статистике приходится в среднем на двух британцев, но в столице этот показатель в полтора раза ниже. В Китае же на 1000 человек припадает 300 авто против уже указанных 280 в мегаполисах. А вот в России количество машин по стране на душу населения составляет 290 (и 380 – в Москве).
Подобная автотранспортная статистика дает возможность четко понять, что с точки зрения транспортной нагрузки абсолютное большинство мировых мегаполисов подталкивает своих жителей к более активному использованию общественного транспорта. В России же главным фактором «автомобилизации» населения остается средний уровень дохода. И нереализованный спрос зачастую объясним исключительно одной причиной – финансовой.
Важно и то, что при более низком уровне дохода у россиян автомобили им обходятся куда дороже, чем китайцам, британцам или американцам. И если в других странах автомобиль как таковой – действительно совсем не роскошь, то у нас иногда и «Лада Калина» может стать символом некоего престижа (или просто перестать быть средством передвижения).
Не стоит забывать о том, что транспортная система в мегаполисах планеты уже развита практически до максимально возможной точки, в то время как в России этот потенциал – поле непаханое (иногда – в прямом смысле). Те 400 км автодорог, которые в Москве были построены за 5 минувших лет – далеко не так много, чтобы сами москвичи ощутили заметную разницу. Напомним также, что суммарная протяженность автодорог Москвы (не беря во внимание присоединенные недавно территории) составляет 3600 км.