В связи с реформой милиции, функции дорожного контроля, которые выполняло украинское ГАИ, теперь входят в обязанности новой полиции. Водители стали замечать, что новая полиция стала меньше останавливать автомобили на дороге. По этой причине водители стали чувствовать свою безнаказанность. По статистике количество ДТП, совершенных пьяными водителям,и в последнее время значительно возросло. Отсутствие дорожных патрулей на дорогах расслабило водителей до такой степени, что они позволяют себе садиться за руль нетрезвыми. При этом процедура полицейского освидетельствования нетрезвости водителей не возможна без присутствия медиков.
Во времена работы ГАИ дорожных патрулей на трасах было много. Водителя могли остановить даже без явного нарушения под предлогом оперативно-розыскной работы. Поэтому выявить нетрезвого водителя за рулем было гораздо проще. Гаишники часто устраивали ловлю на нетрезвых водителей в вечернее время, и это заставляло автовладельцев оставаться трезвыми. Многие, выпив вечером, опасались садиться за руль автомобиля. Новая полиция останавливает водителей лишь за явные нарушения, автомобилисты почувствовали свободу действий и начали злоупотреблять такой ситуацией. Кроме того, новая полиция преимущественно не стоит на месте, а находится в режиме движения, патрулирует отдельные районы. По этой причине меньше стали выявлять такие нарушения, как превышение скорости, проезд на красный свет или разворот в неположенном месте. Зато увеличилась фиксация нарушений, которые полиция выявляет в режиме патрульного передвижения по городу. Теперь чаще штрафуют за парковку в неположенном месте, неправильные обгоны, выезд на встречную полосу.
Специалисты утверждают, что серьезные дорожные аварии чаще происходят из-за выпивших водителей, число которых в последнее время значительно увеличилось. Да и в мелких нарушениях дорожных правил часто играет роль состояние легкого опьянения. Как говорят сами работники полиции, в последнее время стало редкостью, когда серьезная авария совершается с участием трезвого водителя. Получается, что принудительная проверка на трезвость, которую так часто использовали работники ГАИ, давала свои положительные результаты.
Дорожные инспекторы со стажем утверждают, что определить нетрезвость водителя по внешним признакам его манеры езды могут лишь опытные патрульные. У многих гаишников на пьяных водителей был буквально «нюх». Ловить подвыпивших водителей для неофициальных заработков гаишников было выгодно. По этой причине у работников ГАИ вырабатывались определенные критерии, по которым можно определить выпившего водителя на дороге или в процессе личного общения.
Новая полиция вряд ли опуститься до уровня гаишников, которые любым способом пытались выудить у водителя взятку, придирались к чему угодно. Такое поведение стражей дорожного порядка раздражало водителей и вызывало всеобщую народную ненависть к дорожным взяточникам. Новая полиция по замыслу её создателей должна вести себя в рамках закона и не брать взяток. Получается, что выпивший водитель не сможет «договориться» с полицейским и уйти от ответственности.
В последнее время, совершение ДТП в нетрезвом виде увеличилось почти втрое. Неужели полиции придется вернуться к практике выявления нетрезвых водителей на дорогах. Возможно, стоило бы организовывать рейды тотальной проверки водителей на трезвость. Но такое возвращение к старым методам может вызвать недовольство водителей. Раз уж Украина со своими реформами движется к нормам ЕС, то может быть и методы нужно перенимать у европейских патрульных. В цивилизованном обществе действуют довольно суровые штрафы, и даже водительских прав лишают. Но главная опора западных полицейских — это добропорядочные граждане, которые не дадут пьяному человеку сесть за руль. На западе даже существует норма, когда люди могут сообщить в полицию на знакомого и даже родственника, если тот выпивший сел за руль автомобиля. По сути, само европейское общество выработало правило, что лучше сообщить в полицию о правонарушении и предотвратить возможную аварию, чем оставаться безучастным.
Первыми в Европе антиалкогольный закон против водителей приняли в Великобритании ещё в середине 60-х годов. Также британцы первыми стали использовать для определения опьянения трубку алкотестера. Через десяток лет британские эксперты подсчитали, что благодаря антиалкогольному закону спасли от гибели в ДТП более 6 тысяч человек. Сейчас в Европе действует норма содержания алкоголя в крови, при которой водителю разрешено садиться за руль. Измеряется эта норма в десятых долях промилле. В некоторых странах Восточной Европы, таких, как Чешская Республика, Венгрия, Румыния, Словакия действует принцип «нулевого содержания алкоголя». Хотя многие славянские народы в течении дня могут понемногу выпивать, за руль они выпившими сесть не могут, так как норма трезвости в этих странах 0,0 промилле. При этом штраф за содержание алкоголя в крови составит 200-470 евро.
В соседней Беларуси, норма алкоголя которую нельзя превышать за рулем составляет 0,04 промилле. Но штрафы тут за нетрезвое состояние водителя довольно серьезные. Если водитель попался выпившим первый раз – то может заплатить штраф от 70 до 400 долларов и лишится водительских прав на 3 года. Тут всё зависит от дозы выпитого и тяжести совершенного нарушения. Если на протяжении года после первого нарушения трезвости водитель попадется второй раз, в некоторых случаях он может попасть в тюрьму, а автомобиль конфискуют. Случаи отчуждения автомобилей нарушителей алкогольной нормы в Беларуси не редкость. Кроме того беларусское правительство выдвигает инициативу разрешить пожизненный запрет на право вождения автотранспорта уже после первого нарушения алкогольной нормы водителя. Понятно, что это будет делаться в крайних случаях, когда водитель совершит в состоянии опьянения серьезное ДТП, но сам факт возможности такого нововведения уже сейчас заставляет белорусов вообще отказаться от вождения авто в нетрезвом виде.
Так может быть, украинским властям давно нужно было упростить систему алкогольного тестирования и значительно увеличить штрафы за алкоголизм за рулем. Сейчас в Украине процедура выявления нетрезвого водителя довольно громоздкая и действует скорее на пользу подвыпившего водителя, чем полицейского. Такое ощущение, что правила тестирования водителя на содержание алкоголя в крови разработали заядлые алкоголики, чтобы самим без боязни садиться за руль пьяными.
На данный момент порядок проведения освидетельствования трезвости водителей регулируется инструкцией, утвержденной приказом МВД и Минздрава Украины. По закону осмотр водителей на предмет опьянения может проводиться при остановке автомобиля с применением специальных приборов. Но главный парадокс в законе в том, что осмотр может проводить лишь медицинский работник, которого специально назначают. Понятно, что полицейские не могут возить на свои рейды медиков. Если в отсутствии медиков полицейский посчитает, что водитель пьян, то может отправить его на освидетельствование в медучреждение. Если водитель откажется от прохождения данной процедуры, его автоматически могут считать выпившим. Правда бывают случаи, когда водители куда-то спешат и не имеют времени на прохождения теста на присутствие алкоголя в крови.
У полицейских есть список признаков, согласно которым они могут считать водителя выпившим. К таким внешним признакам относиться запах алкоголя изо рта, нарушенная координация движений, заторможенная речь, дрожащие руки, характерный цвет лица, неадекватное поведение. Медикам известно, что все эти признаки также могут быть следствием каких-либо заболеваний или приступа, когда человеку плохо. Запах спирта может означать то, что человек с повышенным давлением принял спиртовую настойку боярышника, валерианы. Хотя выпившие водители иногда для конспирации выпивают настойку корвалола и ссылаются на прединфарктное состояние.
Выпившие водители будут чувствовать свою безнаказанность до тех пор, пока не будут действовать большие штрафы, растущие с каждым следующим задержанием. Полицейские должны иметь право проводить тест на алкоголь на месте и самостоятельно, хотя бы для составления подозрения на опьянение. Кроме того, полицейские могут получать первичное медицинское образование на специальных курсах, чтобы выполнять роль медиков. В конце концов, современных полицейских учат оказывать людям первую медицинскую помощь, что гораздо сложнее умения определить показания алкотестера. Ни какие общественные порицания не будут действовать до тех пор, пока процедура проверки на опьянение будет столь сложной и громоздкой. Возможно, со временем граждане научатся контролировать себя в плане употребления алкоголя за рулем, но пока об этом рано говорить. В Германии первый штраф за опьянение за рулем составляет 500 евро, а последующее нарушение будет стоить водителю 1тысячу и 3 тысячи евро. Пока штрафы не будут суровыми, водители будут делать себе поблажки. Большинству нормальных автомобилистов нечего будет бояться, тогда, как любители выпить за рулем будут думать, прежде, чем сесть за руль нетрезвыми.